Все о подшипниках
- Что скрывается под маркировкой подшипников?
- Подшипники качения
- Подшипники скольжения
- Какие подшипники лучше: по ГОСТ или ISO?
Что такое подшипник
В любом механизме, содержащем вращающиеся части, имеется, как минимум, один подшипник. Эта деталь отвечает за удержание вала, оси в положении, заданном конструкцией изделия. При разработке устройств к выбору типа и модификации подшипника предъявляются требования не только по линейным размерам (внутренний и наружный диаметр), но и по техническим характеристикам, например, по типу воспринимаемой нагрузки.
Поэтому при замене детали вопрос, как выбрать подшипник, если под рукой нет конструкторской документации с указанием маркировки, может поставить в тупик. Иногда маркировку можно считать с корпуса заменяемого и приобрести такой же.

Что скрывается под маркировкой подшипников?
Для начала разобьем все подшипники на две большие группы по принципу действия и конструктивным отличиям. Первая – подшипники качения, в которых основной рабочий элемент – шарики или цилиндры (частный случай – иглы), собранные в обойму. Во второй группе, в подшипниках скольжения, в роли обоймы выступает вкладыш из скользящего материала, в отдельных вариантах вместо вкладыша предусмотрена выемка, заполняемая во время работы смазочной субстанцией (чаще, под давлением).
Подшипники качения
Группа наиболее распространенная. Изделия данного типа применяются повсеместно, в тяжелых станках и спецтехнике, в автомобилях, в электроинструментах для приусадебных и домашних работ, велосипедах, самокатах и т.д.
В общем плане маркировка подшипников имеет следующую расшифровку (слева направо):
- 1-й знак – размерная серия (соотношение ширин или высот);
- два знака – конструктивное исполнение;
- один знак – тип подшипника;
- знак «0» – только для подшипников диаметром до 10 мм, при большем диаметре этот знак отсутствует;
- два завершающих знака – для малых диаметров один информирует о серии диаметров, второй о самом диаметре; для диаметров от 10 мм оба знака считываются вместе и, умноженные на 5, дают диаметр.
Чтобы получить полную информацию о подшипнике, придется «расшифровать» все знаки. То есть, самостоятельно выяснить, о чем говорит та или иная цифра, проблематично. В то же время нужно понимать, что, например, подшипник типа 6 (радиально-упорный шариковый) не следует заменять подшипником типа 0 (шариковым радиальным), поскольку такая замена может очень быстро вывести из строя подшипник, конструкция которого не предусматривает подобные нагрузки.
Подшипники скольжения
Для продукции, выпускающейся по ГОСТам, маркировка схожа в основной части с той, что приведена для подшипников качения, но отличается двумя дополнительными обозначениями. Для подшипников скольжения одно из них – перед основными значениями (могут быть как цифры, так и буквы), второе – после (чаще набор букв). Информацию, заключенную в каждом значке, можно получить, проштудировав ГОСТ или ТУ на данную категорию подшипников. На заводе-изготовителе имеется полный комплект документации. Разработчик, проектирующий механизм или узел, подбирает подшипник на основании его технических характеристик.
Таким образом, о любых типах подшипников маркировка дает полную информацию, достаточную для разработчика техники и избыточную (с запасом) для того, кто ищет замену.
Обозначение по ISO отличается от маркировки по ГОСТ: там несколько другие правила, но в настоящее время, зная характеристики детали, можно найти соответствие между подшипниками, изготовленными по разным стандартам. Сложнее, когда маркировка отсутствует (или не читается), да и сама техника произведена в соответствии с документацией неизвестной фирмы, причем сервисное обслуживание не упоминалось. Даже в этом случае менеджер интернет магазина ПромСнабПодшипник поможет подобрать, как минимум, один вариант.
Какие подшипники лучше: по ГОСТ или ISO?
Пока агрегат, по вине выработавшего свой ресурс подшипника, не выйдет из строя, владелец техники даже не задумывается, отечественный подшипник установлен или импортный. Тем не менее, при замене предстоит выбор: остановиться на аналоге (он дешевле) или попытаться отыскать «родной». Чтобы вовремя произвести замену, не стоит дожидаться момента, когда оборудование заклинит окончательно, достаточно проверять состояние подшипников во время регламентного обслуживания. Первыми звоночками, кроме визуально заметных признаков износа, могут быть появившийся свист или шелест, негромкие щелчки, то есть, любые посторонние звуки. Даже если выяснится, что сейчас причина другая, иметь в запасе нужный подшипник не помешает.
В последнее время даже в технике, произведенной в нашей стране, могут оказаться импортные подшипники, иногда всемирно известных брендов, иногда не очень понятного (если судить по маркировке или ее отсутствию) происхождения. Производить замену по принципу «лишь бы сел» не допустимо, поэтому, кроме размеров, нужна дополнительная информация об устройстве, в котором задействован подшипник (распределение нагрузок, температурные режимы, способ подачи масла в случае с подшипником скольжения и т.д.).
Приобретать подшипники желательно у проверенных поставщиков, способных гарантировать качество изделий, готовых при необходимости предоставить действующие сертификаты на продукцию, предложить замену (ИСО на ГОСТ или аналог). Например, специалисты компании ПромСнабПодшипник знают об этой категории продукции все, от маркировки до конкретного производителя, отечественного или заграничного.
В наличии все подшипники мира!
Если вы не нашли нужный подшипник в каталоге на сайте — не сомневайтесь, он у нас есть! Чтобы его приобрести просто позвоните нам по телефону: +7(812)500-59-87 или напишите на почту: pcpshop@bk.ru и наши менеджеры найдут вам все, что вы ищите.